Вторник, 19.09.2017, 22:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Агафоновой Натальи Айваровны

Методическая копилка

Главная » Статьи » Мои статьи

Девиантное поведение

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике

Часть1.

Понятие девиантного поведения учащихся в свете социологии, психологии и педагогики.

Когда судят об отдельном поступке, то,

прежде чем оценить его, надо

учесть разные обстоятельства и

принять во внимание весь облик

человека, который совершил его.

М. Монтень

Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей.  Современные ученики   стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения,  они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств,  обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьного поведения, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Среди решаемых проблем социально-экономического оздоровления, важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Этим проблемам государство  уделяет внимание и принимает  ряд законов. Подписана Международная Конвенция о правах ребенка, принят новый Семейный кодекс, отвечающий общепринятым международным нормам. Приняты законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дополнения к Федеральному Закону «Об основах социального обслуживания населения РФ».

Весьма актуальной остается проблема девиантного поведения несовершеннолетних, и поэтому каждому педагогу очень важно иметь представление о том, что такое поведение, какое поведение можно считать соответствующим нормам, а какое девиантным.

Научные представления об этих понятиях  и о  человеческом поведении в целом, возникли в    начале ХХ века. Первоначально под поведением ученые понимали любые внешние  проявления человека.  К ним относились двигательные, вегетативные, речевые  реакции. Эти реакции рассматривались как ответные, на какое-либо раздражение из внешней среды.

 Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешнюю среду. Практически все ученые сошлись на, том, что поведение это еще и внутренние проявления личности. К ним относится тип нервной системы,  мотивация,  эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.     Таким образом, под поведением следует понимать процесс взаимодействия личности со средой, на основе ее индиви­дуальных особенностей.

Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к обществу, идеям, другим людям, внешнему и внутреннему миру, к себе. Это поведение, которое основывается на общественных нормах нравственности, эстетики и права.

Нормальное поведение  – это любое поведение, которое не разрушает общественных отношений, образующих данную сферу деятельности. В переводе с латинского языка «норма» – это правило, образец, предписание. Норма выполняет функцию контроля со стороны общества, информирует, позволяет оценить поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

Нормальное поведение учащегося предполагает  его адекватное, отвечающее потребностям и возможностям отношение к образовательному процессу и обществу. Если педагоги, родители и другие взрослые люди  способны своевременно и адекватно реагировать на те или иные поступки  ребенка, то его поведение почти всегда будет нормальным.

Девиантное поведение  - это   поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям.  Девиантное поведение учащихся в настоящее время встречается достаточно часто и практически наблюдается в каждой школе. Эта ситуация   поставила  явление девиантного поведения в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия учащихся с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно рассмотреть основные понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на его динамику.

    Существуют разные подходы к определению девиантного поведения,  и они  трактуются   с точки зрения различных наук.

Философия имеет дело с наиболее общими вопросами, касающимися человеческой жизни и мира – того мира, в котором человек живет и действует. Это приемлемо и для подросткового возраста. Особенности поведения могут быть связаны с такими вопросами как причины и цели существования мира, со смыслом жизни человека,  с категорией свободы и возможностью для человека пользоваться этой свободой.

Психология видит причины девиантного поведения в структуре личности человека, его внутреннем мире, уровне сознания, в особенностях психологических реакций на  возможность удовлетворять основные потребности, а также в различных типах характера, восприятия и эмоциях. Один из главных интересов психологии  - это стремление понять, что лежит в основе поступков человека. У каждого человека есть свой особый комплекс представлений, переживаний, склонностей поступать определенным образом, а психологам интересно знать  по каким законам функционирует  внутренний мир человека.

Социальная психология одна из самых молодых отраслей знания о человеке и обществе. Доктор социологических наук Т.А. Хагуров считает, что «социальная психология изучает устойчивые, повторяющиеся психологические феномены, лежащие в основе социального поведения людей, их отношения друг к другу и характерных способов мышления». Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Педагогика под девиантным поведением понимает нарушение традиционно сложившихся в обществе  социально-нравственных, правовых норм  и  стандартов поведения. С точки зрения педагогики норма поведения – это сформированные в определенной культурной среде социально ожидаемые реакции и действия человека определенного возраста, пола и положения на ту или иную ситуацию.

Поведение - это категория, присущая учащимся как личности. Личность - это конкретный человек, носитель определенной индивидуальности и обладатель определенного социального положения  в семье, в школе,  в обществе. В поступках учащегося, в его действиях и поведении проявляется внутренняя зрелость личности.

Литература.

1 Психологический словарь / под. ред. А.В. Петровского. М., 1990.

2.Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М., 1994.

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М: 1997.

4.   Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003.

5.Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь – М: 2000.

Часть 2.

Основные причины девиантного поведения школьников

Воспитание детей всецело зависит

от отношения к ним взрослых, а не от

отношения взрослых к проблемам

воспитания.

Г. Честертон

Проблема девиантного поведения детей школьного  возраста  занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Современный   школьник живет в мире, сложном по своему содержанию и  способности к социализации. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантное  поведение учащихся, можно сказать, что масштабы этого явления растут  по многим критериям. Педагоги и психологи отмечают, что дети школьного возраста наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой школьников.

Это связано с многими причинами. Рассмотрим их.

1.  В настоящее время быстрыми темпами  идут научно - технические преобразования, которые  предъявляют  к современным школьникам новые требования. Школьное образование предъявляет непосильные требования к учащимся в виде усложненных программ, особенно в старших классах, что ведет к появлению умственной перегрузки, сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера, результатами учебной деятельности. Если эти болезненные переживания сочетаются с  отрицательными  эмоциями, то это формирует комплекс неполноценности и, как следствие, возникает девиантное поведение. Неблагоприятный климат в школьном коллективе может быть одной из причин появления девиантного поведения, а причиной неблагоприятного климата может быть авторитарный педагогический стиль. У авторитарного учителя  ученики  часто испытывают психологический дискомфорт, неудовлетворенность. Иногда подобное происходит и в классах с попустительским отношением педагога, где  учитель устраняется от выполнения своих обязанностей по сплочению коллектива. Без правильного педагогического руководства, законы коллективной жизни в классе могут подменяться жёсткими законами группы и быть направлены на подавление отдельных учащихся, а это в свою очередь является ещё одной причиной девиации.

2. Современный мир дает возможность  и доступ к огромному потоку разнообразной информации, которая не всегда положительна для растущих детей, у которых еще не выработано четкой жизненной позиции, не сформированы идеалы, нет цели. Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. Определяющим фактором  в информационном обществе является формирование и развитие информационной культуры личности. Для формирования информационной культуры личности необходимо понять, каковы основы информационной культуры общества - какие нормы морали и права приемлемы, каков вектор развития информатизации, на чем она строится, каковы ее мировоззренческие основы и ценности.

3. Напряженная, неустойчивая социальная и экономическая обстановка в обществе способствует росту различных отклонений в личностном развитии и поведении учащихся. Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних  изменяются ценностные ориентации.

4. Социализация - это процесс становления личности. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее учащийся формируется как член того общества, к которому он принадлежит.  Школа является местом социализации. Она представляет собой модель существующего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка. Социализация школьников не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда не достигает идеала, как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои  функции. В результате учащийся  приобретает нежелательные для общества черты. Кроме того, сам школьник даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.  Социализация детей школьного возраста почти всегда имеет отклонение.  Отклоняющаяся, неудавшаяся социализация является одной из причин девиантного поведения. Своевременная и успешная социализация школьника  предупреждает развитие девиантного поведения, способствует профилактике правонарушений среди детей и подростков, решению психологических проблем в общении с людьми, самореализации будущих граждан.

5. Социальный статус  семьи также может быть  причиной девиантного поведения  ребенка. Социальный статус семьи можно рассматривать  по  количеству детей в семье, по наличию одного родителя - так называемые неполные семьи, и по  ситуации, когда  дети, воспитываются у бабушек или опекунов. Безусловно, на благополучие семьи влияют и такие факторы, как алкоголизм родителей, безработица, психологические отклонения.  Влияет на поведение детей и ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, а также   сверхзанятость родителей,  конфликтная ситуация в семье, случаи жестокого обращения с детьми, отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы и   типичные ошибки родителей в воспитании детей.  Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный социально-психологический фактор девиантного поведения детей. Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих  изменение личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех подростков, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их расхождение.

Проблему вызывают неблагополучные семьи,  так как имея низкий социальный статус, они  не справляются с возложенными на них функциями воспитания ребенка. Формирование поведения ребенка протекает с большими трудностями, медленно, с  незначительным результатом.

Так же существуют и асоциальные семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. В таких семьях, как правило,   и воспитанием детей никто не занимается.  Дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

6. Уровень развития личностных качеств, еще один фактор, формирующий поведение учащегося. В подростковом возрасте всегда идет формирование  таких важных психических процессов, как мышление, ощущение, восприятие. У подростков  меняется мир эмоций и чувств, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся черт характера, в полной мере проявляются черты  темперамента , способности, формируется «Я - концепция».   «Я - концепция» - это устойчивая неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности.

На основании вышеизложенного, видно, что причины девиантного поведения учащихся лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Таким образом,  среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание, и наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействия в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребёнка. Поэтому известный ученый  Клейберг Юрий Александрович выделяет только три основных причины девиантного поведения: биологическая, психологическая и социальная.  Биологическая причина  выражается в физиологических особенностях подростка, его здоровьи. Психологическая причина  заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера. Социальная причина  отражает взаимодействие подростка в социуме, в семье, школе.

 

Литература.

1. Рожков  М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Учеб. - метод пособие. М.: центр ВЛАДОС, 2006.

 2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя. – 2 - е изд. – М.: Просвещение, 1994

4. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М: ТЦ Сфера, 2004.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. — М..: Издательский центр «Академия», 2000.

 6. Личко A.E. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., «Медицина» ,1983 г.

7. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2.

Категория: Мои статьи | Добавил: Nasia (10.04.2016)
Просмотров: 355 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
"Кубик-Rубик"
You Tube подпишись
Сертификация сайта
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0