Вторник, 25.07.2017, 23:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Агафоновой Натальи Айваровны

Методическая копилка

Главная » Статьи » Мои статьи

Методические рекомендации в соотнесенности с психофизическими возрастными возможностями

Психофизиологические особенности, характерные данному возрасту (норма)

Педагогические трудности

Рекомендации учителю

Возраст 6-8 лет

  • Недостаточно укреплен костно-мышечный аппарат, слабые пальцы
  • Резко снижается количество движений
  • Не отработана координация движений при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием букв и выполнением трудовых действий
  • Изменения к худшему во внешности, сне, аппетите
  • Понижение сопротивляемости болезням, плохое самочувствие
  • Сильное утомление кисти рук и пальцев ребенка
  • Ухудшение почерка, отвращение к письменным работам
  • Соблюдение режима дня
  • Иммуностимулир. препараты, витамины
  • Удобное рабочее место,
  • КРУ для моторики пальцев рук (гимнастика для пальцев)

 

  • Мозг в развитии, приобретает способность различать условные раздражители, выделять наиболее значимые сигналы, реагировать именно на них
  • Мышление наглядно-образное
  • Велика значимость первой сигнальной системы
  • Расширяется смысловое значение слова
  • Наступает нервное перенапряжение, тормозная реакция и отключение ребенка при повышении скорости говорения более 120 слов в минуту и громкость в 6 дБ. Следствие этого – резко падает точность восприятия

 

  • Сигнальные карточки
  • Громкость разговора
  • Ввод в словарь терминов и расширение их смысла
  • Усиливается противодействие детей длительным нравоучениям, пояснениям
  • Нежелательные защитные поведенческие реакции
  • Гасится положительное отношение к учебному труду
  • Появляется страх не соответствовать социальным требованиям, потерять отношение окружающих, показаться смешным 
  • Найти, за что похвалить
  • Помощь - быть рядом, создавать ситуацию успеха
  • Повышенная любознательность
  • Ребенок проводит сравнения по разным неоднородным свойствам и признакам
  • Снижается уверенность ребенка в успешности его деятельности и обучаемости
  • Слабо развита способность различать признаки предметов, улавливать их сходство; сравнивать свое решение с заданным учителем образцом и правилом
  • Слово поддержки
  • Индивидуальная занятость (кружки, секции)
  • Доп зад для различия признаков предметов
  • Ребенок учится управлять самим собой
  • Переход из игровой в учебную деятельность
  • Осознание того, что учеба – это труд
  • Бурное развитие лингвистических способностей
  • Синзитивный период для музыкальных способностей
  • Умение доводить игру до конца
  • Чувство страха перед ответом
  • Неумение обосновать свой ответ
  • Привязанность к одному учителю
  • Растерянность перед требованиями учебной деятельности
  • Недостаточная сформированность наглядно-образного мышления
  • Умение приспосабливаться к ситуации
  • Формы работы (проигрывать ситуацию ответа)
  • Расширения круга  общения в учебной деятельности
  • Муз физ минутки
  • Изменение правил игры (приблизить конец игры)
  • Объяснение  и словесное описание букв, слов, правил с помощью таблиц, рисунков, схем

 

Возраст 8-12 лет

  • Мозг довольно пластичен, не перегружен информацией и образцами
  • Стабилизируется возрастное дрожание рук; уверенность и овладение практическими умениями проходит успешнее
  • Возрастает раздражительность как производная от утомляемости
  • Становится невозможным управление отсталыми детьми
  • Поиск в других источниках 
  • Консультация и рекомендация  невролога
  • Индивид работа с отстающими (доп.зан.)
  • Показатели координации движений, регуляции деятельности, успешность выполнения заданий дают высокие по частоте и амплитуде колебания
  • Затрудняется формирование и использование моторных умений
  • Резко повышается нервозность и напряженность, ухудшается качество знаний, и появляется заторможенность реакций
  •   Развитие  моторики на всех уч. предметах      конструктор, найди предмет по ощущению, раздаточный материал (пазлы, собери фигуру из частей, измерит)
  • Соблюд реж дня и питания
  • Дети эмоциональны и доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью
  • Появляется приверженность к группировкам, которые уже не концентрируются вокруг учителя
  • В бодром состоянии проявляется обостренное чувство справедливости

 

  • Участие во всех внеуч мероприятиях
  • Выявить на какие группы распределились дети
  • Создать условия для перехода из одной группы в другую
  • Мотивы индивидуального характера постепенно уступают место мотивам долженствования по отношению к другим
  • Возрастает конфликтность, особенно во второй половине дня (на это время приходится 88% всех конфликтов и нарушений дисциплины за день)
  • Не конкретизировать на ошибки
  • Формы работы не в группах
  • Осознание общих принципов классификации
  • Выделение общего доставляет удовольствие – увлечение

 

  • Энергозатраты, связанные с адаптацией учащегося к новым требованиям, превышающие скорость их восстановления организмом ребенка, ведут к развитию сосудистой недостаточности, малокровию мозга, понижению работоспособности и резкому спаду качества знаний
  • Спокойные игры (настольные)
  • Формируется ответственность, как чувство и убеждение, чувство долга, совести, вины
  • Не всегда дети могут устоять перед искушениями, не хватает волевых качеств
  • Пример из жизни и литературы, которому можно следовать.
  • Создание разных ситуаций для анализа.
  • Завершение формирования наглядно-образного мышления
  • Умение ставить перед собой цель
  • Умение выделять учебные задачи
  • Умение работать самостоятельно в паре с товарищами
  • Темп чтения 80-90 слов в минуту (вслух), 100-130 (про себя)
  • Умение анализировать, обобщать, сравнивать, т.е. выполнять мыслительные операции на осознанном уровне
  • Уметь осознанно делать выводы
  • Уметь аргументированно отстаивать свое мнение
  • Не воспринимает объяснения учителя на слух
  • Работа на механической памяти
  • Занижен темп чтения вслух
  • Нежелание развивать понятийное мышление
  • Ориентация на отметку
  • Карточки, тесты
  • Включение в разные виды памяти (поиграть, игра в магазин)
  • Час семейного чтения
  • Корректировать умение отстаивать свою точку зрения
  • Интенсивный рост
  • Первый пубертатный период
  • Знакомство со своими способностями
  • Умение работать с планом,

тезисом,

конспектом,

схемой,

таблицей,

  • Управление своим вниманием
  • Умение оценивать свою учебную деятельность посредством сравнений
  • Умение работать с дополнительной литературой и справочным материалом
  • Умение слушать объяснение учителя, ответы учеников и запоминать
  • Владение монологической речью, диалогом

 

  • Частые заболевания
  • Неадекватные реакции на окружающих
  • Подавленное настроение
  • Бросают работу, если трудно или не интересно
  • Отказываются публично выступать
  • Не реагируют на отрицательные отметки
  • Режим дня
  • Игры на воздухе
  • Индивид работа (реферат, доклад)
  • Найти положительные стороны
  • Пошаговая работа

Возраст 12-15 лет

  • Подростковый кризис, гормональная буря
  • Период неустойчивости и неуравновешенности
  • Нервная система находится в стадии активного формирования
  • Начало полового созревания
  • Подъем жизнерадостности, стремление к активным действиям
  • Сердце не успевает за ростом. Рост – тягчайшая работа организма. Следствие – полусонная задумчивость, бледность, вялость
  • Психическое развитие неравномерное. Находится на невысоком уровне, а в период полового кризиса оно может затормаживаться и снижаться
  •  
  • Интенсивно развивается логическая память, вырабатывается умение логически обрабатывать материал для предметного запоминания
  • К 13 годам формируются физиологические основы направленного внимания. Развивается понятийное мышление
  • В период полового созревания затрудняются операции с символами, трудно воспринимаются отвлеченные понятия
  • Преобладает механическое запоминание, зубрежка – ведущая к перегрузке
  • Немногие учащиеся владеют приемами группировки, классификации, сравнения
  •  
  • Формируется представление о собственной личности, не всегда правильное и устойчивое
  • Подросток ищет покровителя. Идеализирует сильного и слабого
  • Сравнение себя с другим
  • Несоответствие уровня притязаний подростка его возможностям
  •  
  • Становление стержневых избирательных интересов
  • Работа в профориентационном направлении (выбор профиля)
  • Устойчивость саморегуляции низкая
  • Общественные интересы неустойчивы
  • Интерес к предмету слаб – определяется отношением к учителю
    •  
  • Поведение взрывоопасное, вызванное высокой тревожностью, источником которой является реальная неуспешность школьника в двух значимых для него областях: учение и общение со сверстниками, особенности его самооценки и неблагоприятный социальный опыт, перенесенные жизненные неудачи
  • Несформированность приемов мыслительной деятельности
  • Несформированность словарно-логического мышления
  • Неумение делать выбор
  •  
  • Уровень психического развития учащихся не в состоянии в полной мере обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала и овладения всеми необходимыми навыками
  • Нет гармонии с самим собой
  • Неспособность понять изучаемый материал, необходимость действовать на уровне зубрежки вызывает страх, неуверенность в оценочных ситуациях
  • На уроке преобладают пассивные формы деятельности по принуждению учителя. В коллективную форму деятельности включаются неохотно
  • Велики различия в степени интеллектуального и мотивационного развития школьников
  •  
  • Бегло – в темпе свободной речи выразительно читать научно-популярные, публицистические тексты
  • Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины
  • Неумение составлять план ответа
  •  

 

 

 

16-17 лет

У выпускников школы умения должны перейти в навыки:

I. Учебно-организационные умения и навыки.

  1. Владеть сформированными умениями и навыками учения и самообразования:
    • Умение определять учебные задачи
    • Умение определять наиболее рациональную последовательность действия по выполнению учебной задачи
    • Руководить учебной работой своей группы  для выполнения учебной задачи
    • Рационально использовать время для выполнения домашнего задания
    • Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные, индивидуальные особенности
    • Владеть различными средствами самоконтроля с учетом спецификации изучаемого предмета
    • Оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами
    • Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

II. Учебно-информационные умения и навыки.

      1. Владеть системой сформированных навыков чтения, пользоваться всеми разновидностями чтения, определять цель чтения, темп чтения – не менее 180 слов в минуту, 310-330 (про себя)
      2. Владеть умением составлять сложные планы, таблицы, графики, схемы, тезисы, аннотации, памятки, выписки, рецензии, конспекты.
      3. Уметь составлять реферат по определенной форме, доклад
      4. Грамотно, индивидуальным почерком списывать и писать под диктовку тексты – 125-135 знаков в минуту
      5. Создавать тексты различных типов, владеть различными видами изложения текста
      6. Самостоятельно осуществлять наблюдение, использовать различные виды наблюдений, определять, исходя из учебной задачи необходимость использования непосредственного наблюдения или опосредованного
      7. Использовать, исходя из учебной задачи различные виды моделирования

III. Учебно-коммуникативные умения и навыки

  1. Различать характер вопросов и отвечать в соответствии с ним
  2. Вести диалог по материалам разных учебных и свободных тем
  3. Готовить и писать доклад на основе систематизации большого объема информации
  4. Владеть основными видами письменных работ:
    • Словарный диктант – 50 слов
    • Списывание – 210 слов
    • Сочинение – 4,5-7,8 страниц
    • Диктант – 170 слов
    • Темп письма – 125-135 знаков в минуту
  5. Уметь оформлять лекционный материал, вести записи по ходу лекции, правильно сокращая слова
  6. Владеть монологической речью, вести диалог, дискуссию
  7. Переводить письменную речь в устную, самостоятельно преобразовав доклад в выступление
  8. Создавать связные высказывания (различные по стилю, типу речи, композиции) на основе сравнения фактов, явлений

IV. Учебно-интеллектуальные умения и навыки

  1. Уметь выделять главное
  2. Пользоваться различными видами анализа и синтеза
  3. Анализировать методы предстоящей работы
  4. Уметь обобщать, сравнивать, наблюдать, экспериментировать, систематизировать
  5. Употреблять в своей речи различные понятия, термины, зная их смысл
  6. Вести дискуссии, имея независимое суждение
  7. Отстаивать свою точку зрения, спорить, излагать смысл своими словами

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Nasia (14.03.2017)
Просмотров: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
"Кубик-Rубик"
You Tube подпишись
Сертификация сайта
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0