Возраст 6-8 лет
|
- Недостаточно укреплен костно-мышечный аппарат, слабые пальцы
- Резко снижается количество движений
- Не отработана координация движений при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием букв и выполнением трудовых действий
|
- Изменения к худшему во внешности, сне, аппетите
- Понижение сопротивляемости болезням, плохое самочувствие
- Сильное утомление кисти рук и пальцев ребенка
- Ухудшение почерка, отвращение к письменным работам
|
- Соблюдение режима дня
- Иммуностимулир. препараты, витамины
- Удобное рабочее место,
- КРУ для моторики пальцев рук (гимнастика для пальцев)
|
- Мозг в развитии, приобретает способность различать условные раздражители, выделять наиболее значимые сигналы, реагировать именно на них
- Мышление наглядно-образное
- Велика значимость первой сигнальной системы
- Расширяется смысловое значение слова
|
- Наступает нервное перенапряжение, тормозная реакция и отключение ребенка при повышении скорости говорения более 120 слов в минуту и громкость в 6 дБ. Следствие этого – резко падает точность восприятия
|
- Сигнальные карточки
- Громкость разговора
- Ввод в словарь терминов и расширение их смысла
|
- Усиливается противодействие детей длительным нравоучениям, пояснениям
|
- Нежелательные защитные поведенческие реакции
- Гасится положительное отношение к учебному труду
- Появляется страх не соответствовать социальным требованиям, потерять отношение окружающих, показаться смешным
|
- Найти, за что похвалить
- Помощь - быть рядом, создавать ситуацию успеха
|
- Повышенная любознательность
- Ребенок проводит сравнения по разным неоднородным свойствам и признакам
|
- Снижается уверенность ребенка в успешности его деятельности и обучаемости
- Слабо развита способность различать признаки предметов, улавливать их сходство; сравнивать свое решение с заданным учителем образцом и правилом
|
- Слово поддержки
- Индивидуальная занятость (кружки, секции)
- Доп зад для различия признаков предметов
|
- Ребенок учится управлять самим собой
- Переход из игровой в учебную деятельность
- Осознание того, что учеба – это труд
- Бурное развитие лингвистических способностей
- Синзитивный период для музыкальных способностей
- Умение доводить игру до конца
|
- Чувство страха перед ответом
- Неумение обосновать свой ответ
- Привязанность к одному учителю
- Растерянность перед требованиями учебной деятельности
- Недостаточная сформированность наглядно-образного мышления
- Умение приспосабливаться к ситуации
|
- Формы работы (проигрывать ситуацию ответа)
- Расширения круга общения в учебной деятельности
- Муз физ минутки
- Изменение правил игры (приблизить конец игры)
- Объяснение и словесное описание букв, слов, правил с помощью таблиц, рисунков, схем
|
Возраст 8-12 лет
|
- Мозг довольно пластичен, не перегружен информацией и образцами
- Стабилизируется возрастное дрожание рук; уверенность и овладение практическими умениями проходит успешнее
|
- Возрастает раздражительность как производная от утомляемости
- Становится невозможным управление отсталыми детьми
|
- Поиск в других источниках
- Консультация и рекомендация невролога
- Индивид работа с отстающими (доп.зан.)
|
- Показатели координации движений, регуляции деятельности, успешность выполнения заданий дают высокие по частоте и амплитуде колебания
|
- Затрудняется формирование и использование моторных умений
- Резко повышается нервозность и напряженность, ухудшается качество знаний, и появляется заторможенность реакций
|
- Развитие моторики на всех уч. предметах конструктор, найди предмет по ощущению, раздаточный материал (пазлы, собери фигуру из частей, измерит)
- Соблюд реж дня и питания
|
- Дети эмоциональны и доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью
|
- Появляется приверженность к группировкам, которые уже не концентрируются вокруг учителя
- В бодром состоянии проявляется обостренное чувство справедливости
|
- Участие во всех внеуч мероприятиях
- Выявить на какие группы распределились дети
- Создать условия для перехода из одной группы в другую
|
- Мотивы индивидуального характера постепенно уступают место мотивам долженствования по отношению к другим
|
- Возрастает конфликтность, особенно во второй половине дня (на это время приходится 88% всех конфликтов и нарушений дисциплины за день)
|
- Не конкретизировать на ошибки
- Формы работы не в группах
|
- Осознание общих принципов классификации
- Выделение общего доставляет удовольствие – увлечение
|
- Энергозатраты, связанные с адаптацией учащегося к новым требованиям, превышающие скорость их восстановления организмом ребенка, ведут к развитию сосудистой недостаточности, малокровию мозга, понижению работоспособности и резкому спаду качества знаний
|
- Спокойные игры (настольные)
|
- Формируется ответственность, как чувство и убеждение, чувство долга, совести, вины
|
- Не всегда дети могут устоять перед искушениями, не хватает волевых качеств
|
- Пример из жизни и литературы, которому можно следовать.
- Создание разных ситуаций для анализа.
|
- Завершение формирования наглядно-образного мышления
- Умение ставить перед собой цель
- Умение выделять учебные задачи
- Умение работать самостоятельно в паре с товарищами
- Темп чтения 80-90 слов в минуту (вслух), 100-130 (про себя)
- Умение анализировать, обобщать, сравнивать, т.е. выполнять мыслительные операции на осознанном уровне
- Уметь осознанно делать выводы
- Уметь аргументированно отстаивать свое мнение
|
- Не воспринимает объяснения учителя на слух
- Работа на механической памяти
- Занижен темп чтения вслух
- Нежелание развивать понятийное мышление
- Ориентация на отметку
|
- Карточки, тесты
- Включение в разные виды памяти (поиграть, игра в магазин)
- Час семейного чтения
- Корректировать умение отстаивать свою точку зрения
|
- Интенсивный рост
- Первый пубертатный период
- Знакомство со своими способностями
- Умение работать с планом,
тезисом,
конспектом,
схемой,
таблицей,
- Управление своим вниманием
- Умение оценивать свою учебную деятельность посредством сравнений
- Умение работать с дополнительной литературой и справочным материалом
- Умение слушать объяснение учителя, ответы учеников и запоминать
- Владение монологической речью, диалогом
|
- Частые заболевания
- Неадекватные реакции на окружающих
- Подавленное настроение
- Бросают работу, если трудно или не интересно
- Отказываются публично выступать
- Не реагируют на отрицательные отметки
|
- Режим дня
- Игры на воздухе
- Индивид работа (реферат, доклад)
- Найти положительные стороны
- Пошаговая работа
|
Возраст 12-15 лет
|
- Подростковый кризис, гормональная буря
- Период неустойчивости и неуравновешенности
- Нервная система находится в стадии активного формирования
- Начало полового созревания
- Подъем жизнерадостности, стремление к активным действиям
|
- Сердце не успевает за ростом. Рост – тягчайшая работа организма. Следствие – полусонная задумчивость, бледность, вялость
- Психическое развитие неравномерное. Находится на невысоком уровне, а в период полового кризиса оно может затормаживаться и снижаться
|
|
- Интенсивно развивается логическая память, вырабатывается умение логически обрабатывать материал для предметного запоминания
- К 13 годам формируются физиологические основы направленного внимания. Развивается понятийное мышление
|
- В период полового созревания затрудняются операции с символами, трудно воспринимаются отвлеченные понятия
- Преобладает механическое запоминание, зубрежка – ведущая к перегрузке
- Немногие учащиеся владеют приемами группировки, классификации, сравнения
|
|
- Формируется представление о собственной личности, не всегда правильное и устойчивое
- Подросток ищет покровителя. Идеализирует сильного и слабого
- Сравнение себя с другим
|
- Несоответствие уровня притязаний подростка его возможностям
|
|
- Становление стержневых избирательных интересов
- Работа в профориентационном направлении (выбор профиля)
|
- Устойчивость саморегуляции низкая
- Общественные интересы неустойчивы
- Интерес к предмету слаб – определяется отношением к учителю
|
|
- Поведение взрывоопасное, вызванное высокой тревожностью, источником которой является реальная неуспешность школьника в двух значимых для него областях: учение и общение со сверстниками, особенности его самооценки и неблагоприятный социальный опыт, перенесенные жизненные неудачи
|
- Несформированность приемов мыслительной деятельности
- Несформированность словарно-логического мышления
- Неумение делать выбор
|
|
- Уровень психического развития учащихся не в состоянии в полной мере обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала и овладения всеми необходимыми навыками
- Нет гармонии с самим собой
|
- Неспособность понять изучаемый материал, необходимость действовать на уровне зубрежки вызывает страх, неуверенность в оценочных ситуациях
- На уроке преобладают пассивные формы деятельности по принуждению учителя. В коллективную форму деятельности включаются неохотно
- Велики различия в степени интеллектуального и мотивационного развития школьников
|
|
- Бегло – в темпе свободной речи выразительно читать научно-популярные, публицистические тексты
- Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины
|
- Неумение составлять план ответа
|
|